Москвич – автомобили гоночного типа
Благодаря чудесным стечениям обстоятельств, были сохранены среди заводских коллекций пара редких автомобилей, гоночного типа «Москвич – Г5». О подобном моменте истории завода известно не многим. Весь модельный ряд Москвич.
Начальным авто для гонок МЗМА, сокращенно Московский завод малолитражных автомобилей, был простой, популярный многим водителям Москвич-400, известный так же, как немец Опель Кадет. Как раз на подобных автомобилях, водители выехали на начало пробного соревнования СССР в далеком 51-ом году. Сегодня это может вызвать легкую ироничность, однако соперничали автогонщики весьма нешуточно.
Инженерный состав, располагающий не такой огромной казной и возможностями, старался произвести машины намного лучше. Не прошел и один год, как на Москвиче испытали инновационный двигатель, объема 1.19 литра и выдающим 34 л.с. Смешно? Возможно, однако, штатный мотор развивал лишь 23 лошадиных сил, а 401-ый, после легкой модернизации – 26. Москвич-400 с 34-ми лошадями разгонялся вплоть до 114.2 км/ч, в то время как штатное авто насилу доходило отметки 90 км/ч.
Уже в конце 40-ых годов, группа инженеров и художников МЗМФ вовсю занималась проектировкой измененного Московского автомобиля. Среди прочих концептов с разным внешним видом они спроектировали и пару двухместных авто. Такая идея пришла и вдохновила способного инженера и неутомимого организатора – И.А. Гладилина, который умел не лишь выдумать что-то свежее и заинтересовать своими идеями других, но и доставить именно эту идею до метала.
Было решено установить силовые агрегаты, объем которых равнялся 1.19 л, но с 37 лошадками под капотом. Все прочее решили оставить с Москвич-400. Гонщик, Ипатенко, смог завоевать на подобном транспорте серебро на чемпионате СССР. Признаться, его соперником был все тот же, 400-ый. Однако тяга создавать обновленные машины и соперничать на них с конкурентами и с неадаптированными для автогонок трассами, на каких в те времена проходили чемпионаты, от такого факта не сбавлялась.
Москвич-404
Спустя три года, в 54-ом, на дорогу вышел Москвич-404 Спорт. На открытом авто, такой своего рода русский гран-туризмо, устанавливался в качестве эксперимента двигатель, спроектированный Окуневым, какой планировали внедрять на будущую серийную марку.
Проще сказать, как бы это ни звучало банально, однако российские спортивные машины 50 – 60 –ых годов, и вправду были полигоном для испытания и проверок новоиспеченных моторов, большинство каких ушли в серийное производство. Отчасти это можно было оправдать небольшим содержанием средств спортивного бюро, какие бы с энтузиазмом выпускали намного мощнее машины гоночного типа. Однако проблемы их вынуждали употреблять детали из серийной линии, только иногда и медленно внедряя в них новые.
В итоге двигатель с объемом 1.1 литр для Москвич-404 Спорт оборудовали 4-мя карбюраторами из мотоцикла ИЖ-49, из чего получилось увеличить мощность до 58 лошадей. На этом гоночном каре, скорость которого достигала отметки 147 км/ч, в первом официальном заезде шофер выиграл серебро, а спустя год – в 55-ом – бронзу. Титул чемпиона достался машине спустя два года.
Прошло еще четыре года и на тот же автомобиль установили свежий двигатель Москвич-407 в варианте форсированного мотора, развивающего 70 л.с. Разгонялся теперь Москвич до 156 км/ч. Спустя немного времени, была заменена устаревшая передняя подвеска Dubonnet со своего приемника Опель на насущную с треугольными рычагами от 407-ой модели, а колеса понизили с 15 до 13-ти дюймов.
Москвич-407
Позже появилась похожая модель, Москвич-407 Купе, который увидел трассу в 1962-ом году. Главная цель, которую ставили себе проектировщики и инженеры – это максимально снизить массу серийных авто. На предприятии решились сделать пару двухдверок, забрав у них почти все, что реально было устранить, даже саму обшивку интерьера. Руководство понизило клиренс и прибавило к задней подвеске стабилизатор. Масса машины составляла лишь 860 кг. В силовом вопросе, установили 1.36-литровый, четырехкарбюраторный мотор, развивающий 75 лошадиных сил и разгоняющий спортивное авто до 150 км/ч.
1962-ой год, позволил завоевать на 407-ой марке бронзу соревнования. Спустя немного времени, на одну машину поставили новый двигатель, Москвич-408, с парой карбюраторов Weber, увеличив силу до 81 лошади. Автомобили выезжали на трассу вплоть до 65-ого года, однако знаковых побед водителям больше не приносили. Несмотря на это, производство Москвы уже не один год строило гоночные автомобили формульного подразделения.
Серьезные соревнования небольших машин
Во второй части 50-х годов, свое начало получил золотой век российского автопроизводства. Численность чемпионатов и любопытство, которое к ним постоянно росло, было оправдано. Немалое число собственных конструкторов, автомобильные базы, таксопарки создавали различные безвкусные и привлекательные автомобили. Производство малолитражек само собой не отставало.
Г1
Самый начальный Москвич-Г1, гоночного класса с колесами открытого типа сконструировали в 55-м. Машина, над которой трудились Гладилин и Окунев, представляла собой пространственную раму, с применением труб из стали, и покрытую панелями из алюминия. Авто было с задним расположением силового агрегата, хотя авторитетные модели тех времен склонялись больше к классическому расположению.
Подвеска и тормозная система от Москвич-401 на модели Г1 были штатными, однако в первый раз в Советском Союзе решили создать пару независимых тормозных контура для передней и задней оси. Испытательный 1.09л четырехкарбюраторный двигатель выдавал изначально 70, а позже 75 лошадиных силы. Максимальная скорость составляла огромное по тем временам число – 200 км/ч.
В 56-ом году, было принято решение создать кузов с прикрытыми колесами, а спустя два года, завод вновь вернулся к обычному виду. По правде сказать, огромного успеха в соревнованиях Москвич-Г1 не достиг. Только в 1960-ом году, Веретов, на модели с 70 л.с. Москвич-407 занял 4-ое место в гонке за чемпионство.
Г2
Однако в 56-ом, спроектировали рекордно-гоночную машину – Москвич-Г2. Этот вариант, был близок к строению младшего брата – Г1 с обтекаемой поверхностью и прикрытыми колесами, а также с мотором в 75 л.с. и объемом 1.09 литра. Масса составляла всего 585 кг. Когда автомобиль использовали для рекордов, то на него устанавливали колпак который закрывал голову водителя. Например, Чвиров поставил рекорд на Г2 со старта с места. Он разогнал модель до 223 км/ч.
Г3
Прошло еще три года и на эту марку установили агрегат Москвич-407. На ней, Веретов смог выиграть важное соревнование года, но к сожалению, тогда она не приобрела статус чемпиона. Весной, 61-ого года на трассу первый раз вывезли дебютный и уникальный Москвич формульного типа, с передним расположением силового агрегата. Марка называлась –Г3 и трудились над ее созданием Гладилин и Шугуров. С целью понизить посадку водителя, мотор склонили ниже и опустили находящийся справа от кресла кардан.
Было подготовлено три пространственные рамы, однако выпустили лишь один экземпляр. Уже в следующем году под капот поставили движок с 76 л.с., а колеса вмонтировали 13-ти дюймовые. Гоночное авто достигало 170 км/ч и на нем Чвиров занял первое место в соревновании СССР, а в 62-ом получил серебро.
Стоить заметить, что соперничество на российских гоночных трассах в то время было нешуточным. В 63-ем, инженерный состав МЗМА вернулся к расположению силового агрегата сзади и выпустили третье поколение Москвич-Г4, который по документам проходил как Юниор. Это была дебютная марка с независимой подвеской и где применили реечное управление рулем.
Г4
На первом Г4 стоял уже известный 76-сильный двигатель. 65-ый год стал знаменателен выпускам нового движка 408 с парой карбюраторов Weber, где был изменен распределительный вал и выпускная система. Теперь мощность составляла 81 лошадок. Новинка приобрела имя Г4А. Более того, в следующем году вышел Г5М – усовершенствованный мотор Москвича-412, который был уже форсирован до 92 лошадей.
69 год подарил целых 100 л.с., и новое наименование мотора – 412-2В с парой распределительных валов и пятискоростной КПП, которая проходила активные испытания. На подобных авто, 4-ой генерации, гонщики завоевали 3 золота, 3 серебра и пару бронзовых медали соревнований СССР.
В конце концов, благодаря развитию 4-ого поколения были выпущены пара Москвичей-Г5, которые по конструкции были похожи на Г4, однако усовершенствованные, в отдельности по коробке передач, какие сместились за задней осью и установкой дисковых тормозов на все колеса. Начиная 68 и заканчивая 75 годом, Г5 комплектовали силовыми агрегатами от 92 до 124 л.с., объемом 1.7 и 1.84 литра.
Московская новинка разгонялась до 210 км/ч. В 74-ом, оба автомобиля обрели стеклопластиковый кузов, взамен алюминия. Г5 весил 580 кг, а прошлые, с применением алюминия 600 – 610 кг. С помощью нового гоночного транспорта было выиграно 3 чемпионских медали СССР, одну серебряную медаль и пару бронз.
Но с наступлением седьмого десятка двадцатого века, желание работать с машинами гоночного класса постепенно угашалось, ведь это отвлекало от осуществления планов и трудной разработки концептов. Исходя из подобного, гоночный Москвич 5-ой генерации стал завершающими формулами с маркой завода Москвы.
Последние шансы на выживание
К сожалению, Москвич гоночного типа ни разу не появлялся на международных соревнованиях. На Кубке Дружбы соцстран, его также не видели. В 65-ом, когда двигателем занимались известные Гладилин и Шугуров. Ими было принято решение о проектировке гоночного агрегата Москвич-ГД1 с восемью V-образными цилиндрами и объемом 1.6 литра.
Его изготавливали из 4-ех моторов из мотоцикла Восток-С360, объем каких каждый составлял 0.35 литра и выдавал по 51 л.с. По предположениям суммарная мощность четырехкарбюраторного двигателя должна была равняться 200 лошадям. Это индекс равнялся с другими агрегатами ведущих европейских стран и был конкурентоспособен. Сотрудничал с ними серпуховский мотоциклетный ЦКБ. Были привлечены зарубежные свечи, карбюраторы Weber 280 DKB и прочие элементы. Для синхронизации создавали уникальную 5-ти скоростную КПП.
Стоя на стенде, мотор, закрывая глаза на его протекание масла и остальные вечные проблемы выжимал 162 лошадки. Было место для улучшения. Для него специально приступили к подготовке одного из Москвич-Г5. Однако на данном этапе требовалась материальная поддержка, которые инженеры не заполучили. На таком печальном конце все и завершилось. Авто 1-ой формулы начали поставлять с 3.0 л моторами.
Последние воспоминания, связанные с АЗЛК и соревнованиями были под конец 80-ых годов. Учитывая перестройку некоторых немецких компаний, вместе с АЗЛК приступили к постройке авто Формулы 3. В результате ее, под названием TARK-Aleko с символом завода Москвы, звездой с 5-ью концами, знаменитым серпом и молотом, на передовой продемонстрировали на выставочном центре в Essen.
Однако совсем скоро этому пришел конец. Отчасти в протоколе европейской Формулы 3 89-го года, увидеть ее можно было, но к столичному предприятию она не имела никакого отношения. В Союзе некогда было думать о гоночном автоспорте и его конструировании, ведь существование самого СССР скоро прекратилось.